Оглавление

П Е Р В Ы Е     О П Ы Т Ы

В 1972 -- 1973 годах была предпринята первая попытка восстановления внешнего облика находок. Под руководством Б.А. Колчина музыкальными мастерами В. Г. Погодиным и Н. Л. Кривоносом к фрагментам четырех гуслей были сделаны предположительные реконструктивные дополнения из современной древесины. Надо признать, что результаты работы реставраторов до сих пор вызывают противоречивые суждения. Что же не удовлетворяет специалистов В первую очередь, увидев гусли и гудки в музейной витрине, не ясно, какие части инструментов найдены, а какие дополнены, так как реконструктивные вставки затонированы под старую, археологи вескую древесину. В ходе работ реставраторами допущено использование необратимых современных клеев типа эпоксидной смолы (как, например, в реставрации гуслей Х1У века). После реконструкции в облике находок очевидны характерные признаки современных модифицированных музыкальных инструментов - голосники или резонаторные отверстия огромных размеров в полочках (верхних деках) гуслей; поперечные пружины внутри корпусов; и даже подобие подставки под струны у гуселек Х1У века. Все это, увы, не подтверждается ни данными археологии и этнографии, ни известными иконографическими материалами.

Не менее серьезны и ошибки, допущенные при реконструкции и других музыкальных инструментов. Так, в больших гуслях ХIII века планка струнодержателя расположена не перпендикулярно к общему направлению веера струн, что разрушает конструктивно важный принцип их укорачивания от басовых к дискантовым; представляется сомнительным и число струн. Их, вероятно, было восемь, а не девять; и, напротив, двое пятиструнных гуслей ХIV века восстановлены как четырехструнные. В одном случае количество струн определяется пятью колковыми отверстиями в окрылке гуслей, в другом - посредством вычисления ширины верхней части инструмента. В подобном искаженном виде древние музыкальные инструменты, к сожалению, экспонируются в музеях Москвы и Новгорода, а их фотографии публикуются в печати.

А каких-либо публикаций о методиках реставрации, обосновании принципов научных реконструкций просто не существует.


Предыдущая часть На главную страницу сайта Следующая часть