Оглавление

Новгородские гусли и гудки
(опыт комплексного исследования)

К Р Ы Л О В И Д Н Ы Е   Г У С Л И   XI   В.   " С Л О В И Ш А "

В коллекции средневековых новгородских гуслей все инструменты, один по отношению друг к другу, с точки зрения их комплексной реконструкции тяготеют к своеобразной очередности. Эта очередность особенно важна в начальном периоде работы и зависит, естественно, от древности музыкального сосуда, но, прежде всего от конструктивной значимости фрагментов. Так, гусли, о которых пойдет речь, сочетают в себе оба упомянутых качества и поэтому предстают первыми в ряду взаимодополняющих друг друга древних находок.

Инструмент найден в 1975 г. на Троицком II раскопе в слоях XI в. В отличие от остальных найденных в Новгороде гуслях, от которых сохранились фрагментарно или целиком резонаторные корытца, у этого инструмента уцелела важнейшая деталь - верхняя дека с расположенным на ней струнодержателем. Напротив, корпус, к которому должна крепиться дека, сохранился не полностью и найден в виде двух обломков. Один них включает в себя окрылок (здесь и далее под окрылком подразумевается конструктивная часть инструмента, выступающая за пределы полого резонатора, - площадка, со временем менявшая очертания, но всегда характерная закрепленными в ней колками) с пятью отверстиями для колков и кусочек правого бортика резонаторного корытца, на котором вырезано имя "Словиша". Этот фрагмент обозначил верхние контуры гуслей и присоединился к широкому концу верхней деки. Другой обломок нашел точки соприкосновения с узким концом деки, завершив, таким образом, общий силуэт инструмента

Гусли ""Словиша"

слава - фрагменты до реставрации, справа - реконструкция

Чем же характерна верхняя дека и в чем важность этой, можно сказать, второй половины инструмента?

Из цельного бруска толщиной 3 см выстругивалась тонкая пластина. В узком конце пластины оставлялись ушки с продетым в них деревянным штырем - струнодержатель. К нему крепились струны, настраиваемые на нужную высоту при помощи колков. Известно, что верхние деки современных музыкальных инструментов изготовляются из ели как дерева, наиболее обладающего резонансными качествами. Удивительной особенностью Троицкой находки было то, что ее дека была изготовлена из дуба.

Другая особенность этой детали заключается в том, что дека гуслей XI в. не имеет резонаторного отверстия. Что это? Безразличное отношение к материалу, из которого делался инструмент? Или, быть может, у мастера не было под рукой еловой чурки? Забыл ли он сделать резонаторное отверстие? Или он сделал его в резонаторном ящике снизу? Но ведь в других гуслях резонаторные корытца не имеют отверстий. Или мастеру было безразлично - есть отверстие или нет?

Поначалу кажется, что вопрос реконструкции этих гуслей решается просто: есть несколько частично сохранившихся инструментов, каждый из которых характеризует конструкцию средневековых инструмента в целом. Но если принять, что мастер проводил эксперимент и отступил от обычных в его время приемов изготовления гуслей и что этот "гудебный сосуд" был выброшен как неудавшийся, то, следовательно, по нему нельзя представить средневековые гусли с их характерными музыкальными качествами. Неясен и другой вопрос, причем на него не отвечает ни один из найденных в Новгороде инструментов, - из какого материала изготовлялись струны для гуслей? На все эти сомнения и вопросы могут дать ответ, прежде всего практические проверки в процессе исследования.

В целом задачи по реконструкции выглядят так: 1. Восстановить форму корытца; 2. Определить форму утраченного завитка на окрылке; 3. Найти форму и размеры колков; 4. Решить вопрос о наличии резонаторного отверстия; 5. Определить материал, из которого изготавливались струны, и установить их наиболее подходящие диаметры.

Конечной же целью реконструкции является восстановить звучание средневекового инструмента, разумеется, по модели, сделанной из новой древесины.


На главную страницу сайта