Оглавление

Новгородские гусли и гудки
(опыт комплексного исследования)

К Р Ы Л О В И Д Н Ы Е   Г У С Л И   Х I V   В.

Найденные в культурном слое 70-х годов ХIV в. на Неревском раскопе гусли (8-11-1262) представляют собой часть резонаторного корытца с окрылком, сохранившимся на ширину трех отверстий для колков. Полностью утрачены колки, верхняя дека со струнодержателем и струны. Поскольку основные положения об устройстве средневековых гуслей разобраны в предыдущем сообщении, то сейчас большее внимание будет уделено особенностям именно этого инструмента. В свою очередь результаты проведенной работы дополняют общее представление о новгородских гуслях.

Первым вопросом реконструкции гуслей ХIV в. является определение количества струн на инструменте. Решение этого вопроса связано с восстановлением ширины резонаторного корытца и, следовательно, окрылка, на котором и отложился начатый на оригинале ряд колковых отверстий.

Слева - гусли XIV века до реставрации, справа - реконструкция

Сохранившаяся часть правого бортика корытца дает общее направление плавной линии, рисующей контур гуслей. Но, продолжая линию бортика, можно отклониться вправо или влево и получить в результате ширину окрылка на четыре, пять и даже на шесть колковых отверстий. Дерево по сравнению с глиной (керамикой) или железом в данном случае оказывается слишком благодарным материалом. Ориентируясь по годовым кольцам и древесным волокнам, можно определить точное направление сердцевины и минимальную ширину бруска, из которого были сделаны гусли. Если учесть, что мастер при изготовлении инструмента ориентировался на "базу" - понятие, существующее у столяров и плотников, то в данных гуслях именно правая сторона корпуса и могла быть "базой". Это положение соответствует многим образцам звончатых крыловидных гуслей, в том числе и гуслям ХI в. (в гуслях Словиши "базой" является левая сторона корпуса). В результате продолженная линия правого бортика дает ширину окрылка с пятью отверстиями для колков.

Таким образом, решен первый вопрос - инструмент ХIV в. был пятиструнным

Если теперь продолжить торцовую линию окрылка до пересечения ее с уже найденной "базовой" линией, то определится принципиальная (рабочая) длина гуслей. Такой формой и можно было бы завершить контур инструмента. Не согласиться с этим нельзя, так как подобный окрылок в Новгороде найден. Но, учитывая, что с тыльной стороны окрылка гуслей ХIV в. было выбрано маленькое корытце (т. е. инструмент изготовляли не слишком равнодушно), можно предполагать, что окрылок завершался завитком. С точки зрения трудоемкости сделать корытце, облегчающее окрылок, сложнее, чем выстрогать завиток. Учитывая, что среди найденных инструментов только один упомянутый уже окрылок не имел художественного оформления, а также обращая внимание на изображения гусляров с подобными гуслями, можно с полным основанием снабдить окрылок восстанавливаемых гуслей завитком.

При выборе материала для верхней деки у меня поначалу была мысль проверить клен. Но потом, когда еловое корытце (соответственно данным оригинала) было готово, стало ясно, что дека могла быть тоже еловой. Причиной для такого вывода послужило жесткое дно резонаторного корытца (толщина 7-8 мм). Здесь как раз тот случай, когда звуковые качества инструмента зависят от разности толщины верхней и нижней дек, изготовленных из одной породы дерева. Толщина верхней деки получилась 4 мм.

В верхнем правом углу деки есть прямоугольный вырез, по форме совпадающий с выступом, сделанным на окрылке. Такое нехитрое приспособление (крепежный выступ) способствовало более удобному приклеиванию деки. В Новгороде найдено два окрылка гуслей с аналогичными выступами. Можно смело приклеивать верхнюю деку к корытцу, а затем, прорезав аккуратно два прямоугольных окошка, вставить в них по одной "утице" (иным словом эти детали трудно назвать, настолько они образны) и объединить их перемычкой, к которой прикрепляются струны. Чем сильнее будет натяжение струн, тем крепче эти "утицы" будут сидеть в своих "гнездышках". Отпустив струны, весь струнодержатель можно без усилий снять с "насиженного места".

Вот основания для вывода, что струнодержатель такой конструкции мог существовать на данных гуслях:

1. Обломок корпуса реконструируемого инструмента найден в ярусе 8 (70-е годы ХIV в.) Неревского раскопа; "утица" попала в культурный слой на 40 лет позже -- найдена в ярусе 5 (10-е годы ХV в.) того же раскопа. Это обстоятельство не дает полного права для объединения названных частей в едином комплексе. Определить время бытования гуслей с аналогичным по конструкции струнодержателем поможет изображение гусляра на старо рязанском браслете, сделанном в конце ХII - начале ХIII в. Отсюда следует, что деталь струнодержателя могла быть найдена и в более древних слоях. Находка "утицы" в более позднем слое указывает на долгожительство такого метода крепления струн на гуслях.

2. В уже упоминавшейся работе А. С. Фаминцына "Гусли - русский народный музыкальный инструмент" дается изображение девятиструнного канклеса прусских литовцев (примерно начала ХIХ в.), причем на рассматриваемую деталь - "утицу" -- в струнодержателе также обращено пристальное внимание. Таким образом, время практического применения этой конструкции струнодержателя в ряду с другими приспособлениями для той же цели определяется по меньшей мере с начала ХIII в. по ХVIII век включительно.

3. Практические проверки показали, что все части струнодержателя выдерживают натяжение струн настроенного инструмента. На этих гуслях, так же как на гуслях "Словиша", были проверены на звучание струны из различных материалов. Самыми подходящими оказались бронзовые металлические струны. Диаметр басовой струны 0,5 мм, остальных четырех - 0,4 мм.

Теперь, когда изготовлен не один экземпляр гуслей по образцу ХIV в., с некоторыми различиями в расположении волокон верхних дек (в одном из вариантов проделано резонаторное отверстие, не давшее ощутимой разницы в звучании), и бронзовые струны на каждом из них звучат несравненно "звончатее" и громче жильных, я убеждаюсь, что на древних гуслях (особенно на профессиональных, т. е. скоморошьих) были прежде всего металлические струны, и не просто металлические, а именно состоящие из сплава золота и других металлов, для того чтобы деревянный корпус инструмента, "слыша" звон золотых струн, начинал "гудеть".

Может быть, к ХIV в. в верхней деке новгородских гуслей и появились отверстия, но пока археологами не будет найдено тому прямых доказательств, восстанавливаемые инструменты не должны иметь отверстий в деках.

Что же касается изготовления традиционных гуслей для современной музыкальной практики, то мастера, изготовляющие инструменты, вправе проводить на эту тему эксперименты и украшать отверстиями деки инструментов на свой вкус. Надо заметить только, что даже для поздних народных (этнографических) гуслей, да и для всех русских струнных инструментов -- балалаек и домр - не характерны большие, как принято их называть, голосные отверстия.


На главную страницу сайта