Оглавление

Новгородские гусли и гудки
(опыт комплексного исследования)

Н О В Г О Р О Д С К И Е   Ш Л Е М О В И Д Н Ы Е   Г У С Л И .

Как это не парадоксально, ни одной детали, ни одного фрагмента от шлемовидных (по классификации К.А.Верткова) многострунных гуслей не найдено Тем не менее, говорить об этом инструменте надо, дабы материал о звончатых крыловидных гуслях не был однобоким.

Гусли шлемовидные.

Мое знакомство с этой разновидностью средневековых гуслей началось за несколько лет до восстановления гуслей "Словиша", в пору, когда для экспозиции Новгородского музея потребовались копии миниатюр из новгородских рукописных книг, хранящихся в Государственной публичной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде. В некотором смысле эта работа носила реконструктивный характер, так как приходилось вместе со специфическими задачами, такими как имитация пергамента из бумаги, изображение морщин долгожительства книги и следов небрежных рук, осваивать и методы живописного письма средневековых мастеров, и материалы, которыми они пользовались (яичный желток, бычья желчь, вишневый клей (вместо гуммиарабика), сахар-кандис),и находить правильное применение лазуриту, киновари, малахиту, аурипигменту, золоту. Надо было побывать и в роли подмастерья, растирающего курантом минеральные пигменты, и в роли мастера.

Инициал "Д". Служебник XIV в.

Среди копий для экспозиции в историческом отделе музея потребовался лист из Новгородского служебника XIV в. с заглавной буквой Д, где изображен гусляр с 11-струнными шлемовидными гуслями. Из известных изображений шлемовидных гуслей в старинных книгах (кстати, почти все книги имеют новгородское происхождение) эта форма, напоминающая шлем-шелом-холм, наиболее характерна для новой разновидности гуслей. В этнографических собраниях музеев Москвы и Ленинграда хранятся именно такие шлемовидные гусли. Ныне такая форма инструмента бытует у народов Поволжья. Какова причина исчезновения новгородских русских шлемовидных гуслей, можно лишь догадываться. Но, к счастью, музыкальные традиции поволжских народов не позволили исчезнуть раньше времени этому красивому инструменту, напротив, он развивается и конструктивно обогащается. Так, в Удмуртии шлемовидные гусли (крезь) снабжены внутри корпуса стальными резонирующими струнами.

В музыковедческой литературе существует уверенное мнение о заимствовании шлемовидных гуслей народами Поволжья у русских. Возможно, это так. Но тем грустнее сознавать, что музыканты России потеряли связь с этим инструментом.

Недавно богатое собрание древностей Новгородского музея пополнилось еще одним интересным экспонатом это фрагмент накладки, предположительно от обложки рукописной книги, с изображением гусляра, играющего на шлемовидных гуслях. Поза гусляра, форма инструмента, изобразительный язык - все говорит о родстве этой накладки с буквицей Д из Новгородского служебника XIV в.

Вот основные сведения о процессе изготовления шлемовидных гуслей. Корпус инструмента делается аналогично тому, как это было при строительстве пяти-струнных звончатых гуслей XIV в., но с той разницей, что очертания резонаторного корытца и окрылка в целом напоминают шелом-холм. Граница окончания резонаторного ящика (корытца) проходит рядом с линией колковых отверстий в окрылке. Бортики резонаторного ящика состругиваются на толщину верхней деки, т. е. делаются пониже, при этом колковая площадка около линии основания инструмента заканчивается прямоугольным крепежным выступом для будущей деки. Дека соответственно снабжается прямоугольным вырезом. Обе составные части инструмента изготовляются из еловой древесины. Из более твердой древесины - клена - делается струнодержатель: планка дугообразной формы с маленькими отверстиями для закрепления в них струн. Струнодержатель всей плоскостью основания прикрепляется к деке, а дека - к корпусу. Из древесины молодого (средней смолистости) можжевельника (применимы также многие другие породы деревьев) делаются колки, и инструмент оснащается струнами. Количество струн зависит от размеров инструмента, по этнографическим данным бывает до 36 струн.

Сознавая условность изображенных в миниатюре из служебника 11 струн на гуслях, где размеры инструмента в руках гусляра требуют раза в два большего количества струн, тем не менее, была попытка определить минимальные, но вместе с тем принципиальные возможности и особенности шлемовидных гуслей. Реконструированный инструмент с габаритными размерами 665 Х 254 Х 60 мм имеет всего лишь 13 жильных струн. По тембровой окраске звуки гуслей напоминают арфу.

Принципиальные различия между звончатыми крыловидными и шлемовидными гуслями заложены в устройстве струнодержателя, количестве струн и приемах игры.

Вибрация струн, пытающихся сорвать приклеенный к деке струнодержатель, непосредственно приводит в колебание саму деку. И хотя механическая связь струн и деки в данном случае не так велика, как, например, в инструментах с подставками - гудке, балалайке, домре, все-таки она сказывается на силе звука и тем самым позволяет оснащать шлемовидные гусли, в большей мере, чем крыловидные, жильными струнами. Благодаря большому количеству струн, диапазон звуков может достигать трех-четырех октав, что опять-таки сказывается на громкости инструмента. Жильные струны как материал не обладают звуконосностью металлических, но при извлечении на шлемовидных гуслях звуков в одной октаве аналогично настроенные струны в других октавах звучат как резонирующие и в результате усиливают и обогащают звучание каждой струны в отдельности и инструмента в целом.


На главную страницу сайта